enter
информационный проект снижения вреда

Автор Тема: Прфилактика наркомании  (Прочитано 2067 раз)

Party

  • Юзер
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 136
    • БЕЗ НАРКОТИКОВ
Прфилактика наркомании
- 02 Мар 2011, 15:22:14

Профилактика - это сложная задача, потому что за нее часто берутся люди ничего не понимающие в психологии хим.зависимости, отсюда куча мифов и заблуждений. В частности, есть заблуждение о том, что если человека напугать рассказав или показав ему пагубные последствия наркомании или алкоголизма - он не станет ничего употреблять. Это не так. Тут тоже срабатывает защитный механизм психики, если человек все-таки решает употреблять - он уверен, что с ним такого как ему рассказали не случится, потому что он умный, сильный, и т.п..., всегда сможет контролировать и остановиться, не будет употреблять все подряд... Ну вспомните сами, разве вы не были в этом уверены на первых этапах употребления?
Нашим активистом профилактики не понятна простейшая вещь: употребление у наркомана - это реакция на стресс, а запугивание - это тоже стресс, соответственно, если человек не употребляеет, но собирается, то он, запуганный подумает, что употреблять надо осторожно, а если употребляет - то побежит за дозой.

Когда работала в реабилитации, в моей практике был случай. К нам поступали пациенты из наркологий. Да, после того как их "загружали" медикаментами, они какое-то время были немного тормознутыми, но работать было можно, и к тому же это состояние быстро проходило. И вот, какое-то время, к нам начали привозить из одной больнички совершенно обезумевших пациентов. Они были беспокойными, на жуткой тяге, с которой порой не могли справиться все психологи реабилитации, в общем, наказание какое-то. Я поехала в наркологию, чтобы разобраться, что происходит, не стали ли им так в качестве эксперимента колоть что-то новое, после чего они такие "вздернутые", ну и если так, хотела объяснить главврачу, что этот новый препарат не очень хорошо на них действует, и теперь работать стало совсем невозможно и попросить, чтобы вернулись к старым препаратам. Приехав я с удивлением узнала, что никаких новых препаратов пациентам не колят. Так в чем же причина? Оказывается  инициативные врачи решили взять на себя обязанность "психологической" работы с пациентами. Они закупили антинаркотических и антиалкогольныъх фильмов, в которых показывались ужасы наркомании и алкоголизма со всяким мясом, разложившимися частями тела, и прочим, с тревожными голосами за кадром (ну знаете такие наверно)... и радостно эти фильмы показывали пациентам перед выпиской, устраивая им вот такюу "стрессотерапию". Я была вне себя от возмущения, нагрубила врачам, сказав, чтобы они занимались своим делом, капали свои капельницы и больше никуда не лезли, постаралась наименее эмоционально объяснить что они делают только хуже, а по-сути устроила скандал. Но вроде все уладилось, меня поняли и фильмы эти перестали показывать.

А в прошлом году телевизионный канал попросил написать меня мнение по поводу ролика на тему наркомании. В ролике не только смакуется показ мяса, частей тела, вен, атрибутов употребления, всяких порошков и т.п..., но и дается рецепт дезоморфина, и даже рассказывается сколько стоят ингредиенты и где их купить.
В общем, что с головой этих "борцов с наркоманией" я так и не поняла. Чиновники министерства издали приказ показать этот ролик по всем каналам телевидения. Телевизионщики обратились ко мне для того, чтобы я написала мнение, которое в письме с отказом показывать этот ролик, вместе с письмом от юристов направили в Министерство.

Итак, мнение:
Цитировать
В видеоматериале демонстрируется кадры, имеющие в своем содержании атрибуты употребления (шприцы, наркотики, «ватки», мак, емкости, коробки от препаратов, содержащих ПАВ), также в нем показывается непосредственно употребление наркотиков, шокирующие кадры, (изуродованные человеческие тела, гнойники, разлагающиеся язвы, части тела, трупы) в некоторых местах «со смакованием», крупным планом с задержкой, являющие собой запугивание. В концептуальном смысле в видеоматериале представлена неполная, выборочная информация о наркомании, потому что она сконцентрирована лишь на 4-й, заключительной стадии наркомании, т.е. что в простонародье называется «Дно». Коме того, информация в видеоматериале искажена в концептуальном смысле. Искажение заключается в том, что в видеоролике создается иллюзия  о том, что наркотизация в данном случае начинается с дезоморфина. Создается впечатление, что этот наркотик стал для некоторых привлекателен, потому что дает какие-то небывалые ощущения. Это не так. К этому наркотику «приходят», предварительно употребляя другие наркотики, и когда наркоман доходит до того, что он не может раздобыть деньги на дорогие наркотики, - ему приходится довольствоваться этим. Такое искажение приводит к иллюзии, при которой даже люди, которые пробуют употреблять наркотики, не влияющие на организм таким образом как показано в видеоматериале - становятся уверенными в том, что с ними такого никогда не случится. А это не так.

Если предположить, что видеоматериал представляет из себя элемент профилактического мероприятия и направлен на отвращение от возможного употребления наркотиков, то предполагаемая основная аудитория, на которую направлено воздействие видеоматерила – подростки и молодежь.
Для того, чтобы оценить воздействие на психику видеоматериала – необходимо знать некоторые психологические особенности этой группы людей.

1.   В своей работе «Психологическое исследование влияния запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам» В.В. Гульдан, О.Л. Романова, А.В. Дрынков заключили: «Антинаркотическая пропаганда, заключающаяся в сообщении неполных, выборочных и несбалансированных сведений, приводит к тому, что в сознание школьников на место информационных пустот проникают вредные стереотипы и мифы. Их источниками, часто в противовес официальным, становятся преимущественно беседы подростков между собой». Т.е., если подросток, посмотревший материал проникнется к нему и он у него вызовет неприязнь к наркотикам, выйдя во двор, встретив группу своих сверстников, и рассказав им о впечатлениях, он услышит от них, что то, что показывают по телевизору – это полная ерунда, СМИ специально запугивают людей, находя где-то страшных ненормальных наркоманов, которые зачем-то колятся такой гадостью, и на самом деле, многие ребята пробовали наркотики, с ними ничего страшного не случилось, и они вполне довольны жизнь и успешны. Кто-то из подростков может привести в пример свой опыт о том, как он иногда курит травку, или ходит в клуб «под колесами», и с ним все хорошо, и никаких проблем нет. Это происходит, потому что на первых стадиях наркомании последствия не заметны, эта стадия называется «розовое употребление»: подросток не видит проблем, у него иллюзия контроля употребления, он вполне доволен жизнью. Также на первых стадиях не заметны внешние изменения. Поэтому, услышав более привлекательный рассказ о наркотиках от людей, которым он больше доверяет чем СМИ – подросток конечно поверит им, потому что для него информация от них выглядит более правдивой, несмотря на то, что она является мифом.
Из вышесказанного следует, что поскольку в видеоматериале информация неполная и выборочная – она не станет авторитетной для подростков и молодежи, а напротив, будет дополнительным аргументом для недоверия к подобным источникам информации.

2.   Психологами установлено, что запугивание подростков может возбудить в них интерес к риску. Эта особенность подростковой психики считается парадоксальной: «Следует указать также и на тот факт, что у детей и подростков страшное может вызывать повышенный интерес, быть особенно привлекательным ("страшилки" младших школьников)…Для подростков в возрасте 10-16 лет стимулы, обладающие повышенной степенью опасности, составляют особую притягательность». (В.В. Гульдан, О.Л. Романова, А.В. Дрынков). Этот парадокс описан в трудах многих детских психологов. Данный видеоматериал может послужить поводом для того, чтобы попробовать наркотики, чтобы испытать те чувства, ради которых люди такое с собой делают. Подросток может себя убедит в томь, что с ним такого не случится, потому что он попробует чуть-чуть, совсем немного, чтобы только понять что же это такое. Иллюзия «со мной такого не случится» - свойственная подростковому возрасту и влияет на рискованное поведение.
Из вышесказанного следует, что видеоматериал может стимулировать подростков на риск употребление наркотиков..

3.   Современные психологи обеспокоены не только возрастающей наркоманией, но и ростом неврозов среди населения. В своих работах, известный психолог Карен Хорни описывает, какую роль играет запугивание и шокирование в формировании тревожности, а это, в свою очередь формирует неврозы, и как неврозы приводят к возникновению химической зависимости (наркомании, алкоголизма).
Весь видеоматериал от начала до конца является психотравмирующим шокирующим, запугивающим источником, вызывающим повышающие тревожность, а следовательно играет роль в формировании неврозов у граждан, что может привести к развитию химической зависимости у некоторых индивидуумов.

4.   Следует отметить еще одну аудиторию, которая может посмотреть видеоматериал, и на которую он окажет влияние. Это люди, выздоравливающие от наркомании, находящиеся в ремиссии. Эта группа людей воздерживается от употребления наркотиков, и дается им это с большим трудом. В реабилитации выздоравливающий наркоман «прорабатывает границы» - это установка правил, помогающих не сорваться. В правила входит исключение общения с употребляющими, «чистые руки» (запрет на прикосновение к шприцам, емкостям с алкоголем…), запрет на «смакование» воспоминаний об употреблении, разговоры об употреблении и атрибутах, чтение книг и просмотр видеоматериалов об употреблении. Многие выздоравливающие ставят себе запрет на посещение аптек, покупку лекарств.... Все эти факторы могут вызвать «тягу» (непреодолимое желание употребить), которую невозможно остановить ни здравым смыслом ни волевыми усилиями.
Видеоматериал выпускается в массовый показ, т.е. для всех, и может быть просмотренным людьми этой группы, однозначно он  возбудит «тягу», и может послужить стимулом для срыва. Такие видеоматериалы могут стать источником «волны» наркомании.

Таким образом, видеоматериал не может быть направлен на отвращение от возможного употребления наркотиков, а скорее возможен обратный эффект, материал станет стимулирующим к употреблению для некоторых категорий людей. Вызвать неприязнь к наркотикам, в частности к дезоморфину, он может лишь у зрелых людей, которые наркотики не употребляли и не будут этого делать никогда, даже если не увидят данного видеоматериала.
 
« Правка: 02 Мар 2011, 23:40:48 от Party »

 

Мел

  • Местный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 548
  • Сказали спасибо: 4
  • У каждого свои пути, у каждого свои дороги...
Re: Прфилактика наркомании
Ответ #1 - 03 Мар 2011, 04:54:01

Рецепт дэзы одобренный правительством... Это сильно... Похоже на скрытую рекламу наркотиков. Вот бы посмотреть этот ролик. Ссылку в студию.
 
Ушел в себя и заблудился.
 

Тарас 1976

  • Гость
Re: Прфилактика наркомании
Ответ #2 - 03 Мар 2011, 10:01:17

 Пойдет материалец....
 
 

Party

  • Юзер
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 136
    • БЕЗ НАРКОТИКОВ
Re: Прфилактика наркомании
Ответ #3 - 03 Мар 2011, 10:28:37

Мне его давали на диске, потом вернула. Но даже если и был, я бы вам не показала. Не стоит ранить ващу нежную психику, выше я написала почему.

В общем, я против запугивающей рекламы.
 

 

Sweet Dream

  • Гость
Re: Прфилактика наркомании
Ответ #4 - 03 Мар 2011, 10:31:26

Нас атомной бомбой напугаеш едва-ли.(с)
Да и в общем то чё мы там не видели то?