В Первомайском суде Ростова-на-Дону идет слушание громкого дела в отношении бывших сотрудников райотдела полиции № 6, которые незаконно привлекали невиновных граждан к ответственности за оборот наркотических средств. За неполный год их стараниями были возбуждены десятки уголовных дел.
На скамье подсудимых - восемь человек, четверо - офицеры МВД, еще четверо - бывшие сотрудники. Им инкриминируется мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, посредничество во взяточничестве. Уголовные дела в отношении еще двух сотрудников полиции, которые активно сотрудничали со следствием, закончились обвинительным приговором.
Полицейский гербарий
В Ростове-на-Дону разразился громкий скандал. В подвале отдела полиции № 6 Первомайского района были найдены две гранаты, пистолет, револьвер, 250 патронов. Из укромных уголков извлекли пакетики с серо-зеленым веществом - марихуаной.
Как выяснилось позже, полицейские самолично собирали коноплю в окраинной роще, приносили ее в райотдел и раскладывали у труб центрального отопления на просушку. Готовое зелье фасовали по пакетикам. Во время обыска этих заначек было обнаружено немерено.
С помощью анаши полицейские повышали показатели раскрываемости. Охота за "палочками" велась просто и обыденно. Оперативники и их помощники протоптали дорожки ко всем аптекам района. Наметанный глаз стража порядка легко выхватывал аскетичные фигуры под капюшонами, их останавливали, просили паспорт показать. Некоторых сразу заковывали в наручники.
Основания для задержания просто фальсифицировались: полицейские составляли материалы о якобы совершенных административных правонарушениях, от мелкого хулиганства вплоть до неподчинения представителям власти, составляли объяснения несуществующих понятых, которые якобы стали очевидцами правонарушений и сами за них расписывались. Когда позже их попытались найти, не отыскали ни одного. По указанным в протоколах адресам были пустыри и склады.
Как шили дело
- В райотделе задержанного усаживали в кабинет и вели беседу. Дескать, признавайся, что у тебя был пакетик конопли. Не признаешься - навесим на тебя крупную партию, загремишь по полной. Если задержаный продолжал упорствовать в своей непричастности, к нему применяли физическое насилие. В конце концов ему ничего не оставалось, как сознаться в том, чего не было. После этого появлялся пакетик с двумя-тремя граммами марихувны, который оказывался в кармане задержанного.
Затем вызывались понятые, уже настоящие, прохожие с улицы. Перед ними разыгрывался спектакль под названием "личный досмотр".
"А что это у вас тут такое?" - сотрудник полиции доставал только что заложенный в карман задержанного пакетик и демонстрировал ничего не подозревающим понятым. Те расписывались и уходили в полном осознании выполненного гражданского долга.
В результате уже появлялось дело - протокол задержания с подписями несуществовавших понятых, объяснения, протоколы изъятия уже в отделе с подписями реальных понятых и т.д.. Дело передавалось дознавателю, который, если и замечал, как оно скроено, но по заведенному порядку выносил постановление о возбуждении уголовного дела по статье 228 УК. По той или иной ее части.
- Мы доказали факты внесения в документы заведомо ложных сведений. Например, в протоколы осмотра места происшествия - об участии понятых. В отношении дознавателей были возбуждены уголовные дела. И их также ожидает суд, - рассказывает следователь. - На самом деле дознаватель должен был собрать доказательства, установить, где и при каких обстоятельствах подозреваемый приобрел наркотическое вещество. Но никто не утруждался подобными заботами.
Ради денег и галочек
Но и это еще не все. Оказалось, опера зачастую даже не вставали из-за своих столов: очередных хранителей наркотиков им приводили добровольные помощники - бывшие полицейские, по тем или иным причинам вылетевшие из органов.
Среди восьмерых обвиняемых в "деле отдела полиции № 6" четверо - гражданские лица. Двое из них были изгнаны из отдела полиции другого района Ростова и даже отбыли наказание по уголовной "коррупционной" статье - за мошенничество и взятку.
Выгодно было всем. Безработные пособники выколачивали денежку, а сотрудники полиции повышали уровень раскрываемости преступлений в сфере противодействия обороту наркотических средств, - путем каждодневного совершения собственного преступления.
Кроме того, у людей, попавших в паутину допросов и дознаний, перед которыми отчетливо маячила перспектива тюремного заключения, пособники вымогали деньги "за непривлечение к уголовной ответственности". Они сами ездили за деньгами вместе с задержанными.
За "невозбуждение уголовного дела" в ОП № 6 брали и пятьдесят, и двести тысяч, но не брезговали и пятью тысячами. Самая крупная из доказанных сумм - 200 тысяч рублей. Столько принесла мать Сергея Полянова, чтобы ее и сына не посадили. Затем она написала заявление в оперативные органы, приложив аудиозапись сцены вымогательства и передачи денег, сделанную на мобильный телефон.
После этого службой собственной безопасности МВД совместно с управлением ФСБ по Ростовской области началась раскрутка полицейских-оборотней. Следователям пришлось допросить более 160 свидетелей, были проведены десятки выемок, обысков в служебных кабинетах и по месту жительства обвиняемых, проведены экспертизы. Материалы уголовного дела составили 83 тома.
В отношении двух полицейских приговор уже вынесен. Младший опер отдела уголовного розыска Дурманов и оперуполномоченный Лихоманов, активные участники группы, заключили досудебное соглашение с прокурором района о сотрудничестве. Они подробно рассказали, как работала схема, начиная с задержания и заканчивая фальсификацией материалов и выжиманием признаний. Их осудили на пять лет лишения свободы каждого за превышение должностных полномочий. Кроме того, Дурманов должен выплатить полтора миллиона рублей штрафа за взятку.
Сейчас обвинительное заключение предъявлено еще трем сотрудникам ОП № 6, а также заместителю начальника уголовного розыска райотдела, которому инкриминируется два эпизода.
К моменту возбуждения уголовного дела добрая треть задержанных по сфальцифированным обвинениям находилась под стражей. После того как стало ясно, что дела сфабрикованы, их стали выпускать прямо из СИЗО. Нескольких человек успели осудить. Они получили в основном условные сроки наказания из-за малозначительности объема подброшенной им "травки". Ведь специалисты из ОП № 6, прекрасно знавшие все тонкости закона, старались не переусердствовать с дозой, подсовывали по карманам потерпевших не более десяти граммов.
Главное - прекрасный показатель раскрываемости, а заодно - непрерывный денежный поток, благодаря которому простой опер ездил отдыхать на Бали и катался на хорошей машине. .