Наркомания в природе.
Меня попросили написать небольшую статью, посвящённую употреблению наркотических веществ в природе.
Прежде всего, я хочу сказать, что я ни в какой форме не хочу оправдать употредение наркотиков людьми. Люди тем и отличаются от животных, что обладают свободой воли, имеют доступ к знаниям и способны контролировать свои поступки. По крайней мере в принципе.
Факт, однако, что наркотческие вещества встречаются в природе не так уж редко и животные, прежде всего млекопитающие, отнюдь не прочь заторчать. Нужно сказать, что большинство используемых животными следств или вообще не действуют на человека, или действуют совсем иначе.
1. Лемуры и сороконожки.
На Мадагаскаре лемуры научились ловить кайф от сороконожек. Некоторые разновидности сороконожек, зацицаясь, выделяют яд, разновидность цианида, который действует на лемуров как психоделик. Лемур слегка кусает сороконожку, облизывает его и получает пару часов кайфа. Сороконожка просто убегает. Некоторые лемуры проявляют все свойства наркоманов – у них бывает ломка. Они склонны к постоянному увеличению дозы. Передозировкие случаются, но не часто – от большой дозы лемуров тошнит. Но и без передозировок лемуры-наркоманы живут меньше своих собратьев и реже оставляют потомство.
2. Дельфины и рыба фугу.
Дельфины замечены играющими с рыбой фугу. Причём они устраивают настоящие оргии – на одну рыбу набрасывается целая компания, в которой каждвыё пытается завладеть вожделенным источником наслаждения, достаточно жестко отталкивая других. Рыба выделяет один из самых сильных известных ядов – тетродоксин. Каким то образом дельфины умудряются получить как раз такую дозу, которая не убивает, а только замутняет сознание.
3. Птицы и муравьи
Довольно многие виды птиц имеют склонность к «купанию» в муравьях. Цель такого поведения более не менее понятна – таким образом птицы получают муравьиную кислоту. А вот смысл ясен не вполне. Долго думали, что речь идёт о заците от кожных паразитов. Однако наблюдения показали, что муравьи птиц от паразитов не освобождают. Они просто кусают птиц, как всякого, что вторгнется в муравейник. Поэтому предролагается, что птицы делают это из чистого удовольствия.
4. Обезьяны и перебродившие фрукты.
Наверняка не будет сюрпризом, что приматы имеют склонность к алкоголю. Некоторые фрукты начинают бродить прямо на ветках и обезьяны активно разыскивают такие деревья и устраивают настоящие попойки. При этом они проявляют все знакомые большинству из нас (увы, увы) признаки опьянения – некоординированные движения, потеря чувства равновесия, немотивированная весёлость и такая же немотивированная раздражительность и агрессивность. Ах да, а ещё у них бывает похмелье!
Поскольку обезьяны существа высокоразвитые, они отнюдь не ограничиваются простым поиском бормотухи. В некоторых местах обезьяны в известном смысле научились изготавливать её сами. Во всяком случае имеются сообщения, что группы обезьян в буквальном смысле захватывают деревья, на которых зреют фрукты и не подпускают к ним других до тех пор, пока фрукты не забродят и выпиыка не будет готова. Любопытно тут то, что так же как в случае с лемурами, алкоголизму подвержены не все обезьяны в стае, а только какая то часть. Именно они образуют группы пьянчужек и держатся обособленно от остального общества.
5. Лошади и астрагал
Под понятие «трава безумия» (Locoweed) подпадает несколько разных растений. Все они содержат активное вещество под названием свайнсонин (по имени авсиралийского растения свайнсония, в которой он был впервые обнаружен). В число указанных растений входят и некоторые виды бобовых. Я выбрал астрагал, потому что он вероятно наиболее знаком моим читателям.
Чаще всего лошади и коровы на свободном выпасе съедают их
случайно. При этом наблюдаются симптомы, которые и привели к названию «трава безумия». Поэтому культурные пастбиуа освобождают от подобных растений.
Однако некоторые особи, особенно одичавшие лошади (мустанги в Северной Америке) разыскивают травку вполне нацеленно.
6. Ягуары и лианы
В джунглях Амазонии растёт лина под названием Банистериопсис каапи. Она содержит мощное галлюциногенное вещество, которое индейцы Амазонии используют в шаманских обрядах. Кроме индейцев лианой активно интересуются так же и ягуары. Поедание хищним животным растения определенно не служит пропитанию. А судя по тому, что ягуары после употребления впадают в экстаз, они поедают лиану с той же целью, с какой индейские шаманы пьют
полуенный из неё напиток.
У ягуаров так же бывают передозировки, которые ведут у них к рвоте и поносу. По мнению некоторых, это тоже может быть целью поедания – что бы очистить пищеварительный тракт.
7. Олени и мухоморы
Как видно из фотографии, склонность к мухоморам имеют не только
олени. Но я всё таки расскажу о них. Олени любят мухоморы. Судя по
поведению, у них повышается настроение. Не знаю, как сейчас, но
еще в начале 20 века были наблюдения, что оленеводческие народы
севера специально гнали оленей в места обильного произрастания
мухоморов. Каким то образом они установили, что моча наевшегося
мухоморов оленя оказывает соответствующее воздействие на человека и охотно её употребляли. Пока белый человек не познакомил их с водкой.
8. Кенгуру и мак
Тасмания – ведущий легальный производитель опиумного мака для фармацевтической промышленности. И там, разумеется, живут кунгуру (точнее – валлаби). И, разумеется, кенгуру просекли, что к чему. Наркомания среди тасманийских валлаби достигла такого
масштаба, что в 2009 году не осталось ни одного нетронутого поля. Сейчас поля огораживают стенами и всё такое.
9. Свиньи и трюфели
То что трюфели ищут со свиньями, слышали вероятно все. Но мало кто знает, почему. Ходит даже сказеа (распространяемая самими искателями трюфелей, сколько я знаю), что грибы якобы испускают запах свиного полового феромона. Так вот, на самом деле трюфели собержат канабеин, вещество, которое содержится так же и в конопле. Свинья так любит его, что собирателю приходится буквально оттаскивать её силой, что бы та не сожрала гриб. Так что последнее время трюфели ищут всё больше с собаками, которым
канабеин до лампочки. Кроме того, места произрастания трюфелей огораживают, что бы туда не проникли дикие кабаны, которые способны ради удовольствия сожрать весь урожай на корню.