В последнее время в сети интернет всё больше и больше слухов и разговоров об активизации деятельности спецслужб в сети, особое внимание подразделения информационной безопасности различных ведомств уделяют ресурсам наркоюзеров. ниже привожу статью, описывающую сие безобразие во всей красе. прошу прощения за размеры материала,но я убеждён что ознакомится с ним есть необходимость- и это не в последнюю очередь касается и нашего сайта,нашего форума.Предлагаю после прочтения высказать свои мнения и соображения по данному материалу. " Российская наркомафия обосновалась в Сети " Российские торговцы наркотиками активно используют интернет для своей деятельности. При этом ловить наркодилеров в Сети - занятие трудоемкое и сложное. " Эксперты Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) насчитали более 700 русскоязычных сайтов, которые прямо или косвенно ведут пропаганду наркотиков. " Официально в России зарегистрировано более 800 тыс. наркоманов, на самом деле их не менее 6 миллионов, и около 350 тыс. из них пользуются интернетом.
В Сети проводится агрессивная реклама, чтобы привлечь молодежь, наркодельцы рекламируют товары с изображением марихуаны. " Сеть стала удобным инструментом и для наркоторговли. Расчет осуществляется безналичными платежами через интернет. " Личные встречи, контакты через курьеров, а также общение по телефону, факсу исключены. Все общение — только по электронной почте с адресов, зарегистрированных на иностранных почтовых серверах. Как правило, передача товара осуществляется тоже анонимно без личных контактов, а выход в интернет — через интернет-кафе и компьютерные клубы.
По электронным каналам даются и криминальные советы конспирации — где прятать наркотики, чтобы избежать ответственности. Как сообщил CNews источник в правоохранительных органах на условиях анонимности, " "Во-первых, через интернет реализуется только героин. Ни синтетические, ни более легкие наркотики, по нашим данным, с использованием Сети не распространяются. " Во-вторых, цена наркотика, купленного интернет-способом, обычно в два раза меньше средней рыночной. Это говорит о том, что клиентура интернет-распространителей — в основном мелкорозничные торговцы, а не собственно наркоманы-потребители". Какую-либо статистику по этим делам наш собеседник предоставлять отказался, упомянув лишь, что " "существуют профилированные группы сотрудников, которые отслеживают каналы распространения и ведут оперативно-розыскную работу".
Эксперт ФСКН Михаил Ламцов рассказал CNews, что общение наркодилеров друг с другом, а также со своими клиентами осуществляется именно с иностранных почтовых серверов, так как почта бесплатных российских почтовых служб и серверы провайдеров просматриваются средствами СОРМ. Напомним, что СОРМ («Система оперативно-розыскных мероприятий») — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи и в российской части интернета. Почта россиян контролируется со стороны ФСБ, ФСКН и ФАПСИ. Приведем отрывок из электронной переписки между молодыми людьми, предоставленный CNews сотрудниками ФСКН: «…в ообщем, подогнал "колеса" знакомый сабж. Сказал — типа ЛСД, только прет чуток по-другому. Ну, я взял четыре куска, мы с подругой по 2 сожрали и начали кино смотреть. Постепенно начались глюки, но чуток. Мы пошли спать. Через пару часов я просыпаюсь от того, что она бредит. Потом она подорвалась и начала жрать тапок… кусок сожрала. Я пошел в туалет и понял, что мочусь, не снимая штанов. У подруги пена изо рта полезла. Мне показалось — конец ей. Бредит и пена. Смотришь на стены в темной комнате, а там демоны летают реальные. Утром проснулись с ней, но ничего не видим — пропало зрение, даже читать не можем. Отходняк тяжелый, блевали. Скорая нас увезла в наркотической коме…».
К сожалению, число наркоманов в стране растет. В поисковых системах все больше запросов со словами «травка», «крек», «глюк», «винт» и т.д. В интернете продолжают работать сайты, которые содержат сотни текстов, описывающих переживания, связанные с ЛСД, гашишем, кетамином, экстази и прочими наркотическими средствами, указываются способы приготовления, пути введения, «дозировки», сочетания различных психоактивных веществ, даются советы, как вести себя при задержании органами правопорядка за хранение наркотиков. " Между тем, сайт Trava.ru, популярный среди любителей «забить косяк», был закрыт спецслужбами. Как выяснилось, на него выходило ежедневно около 200 наркоманов. " Сейчас с данного сайта идет переадресация на другой, продающий доменные имена. Как сообщил руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России Александр Михайлов, проблему торговли наркотиками в интернете Наркоконтроль решает только правовыми методами. ФСКН уже заключила договоры о сотрудничестве с 50-ю странами, включая страны Европы, США и Индию. Согласно этим договорам, преследуются наркодилеры, уходящие от закона эксплуатацией сайтов на заграничных серверах. Аналогичный договор в этом году должен быть заключен с Китаем. В целях антинаркотической пропаганды работает сайт
www.narkotiki.ru.
Является ли деятельность сайта пропагандой наркотиков, в ФСКН устанавливают как штатные, так и привлеченные со стороны эксперты — филологи, психологи и искусствоведы. Решение об изъятии товара и мере административного наказания выносит суд. Самая серьезная санкция, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях РФ, — 400 МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования. Понятно, что виртуальные наркодилеры такого наказания не боятся. «Имея огромные прибыли, наркомафии заплатить такие деньги ничего не стоит.
Госдума уже несколько раз пыталась ужесточить санкции в отношении нечистоплотных виртуалов, но разговоры так и остались разговорами», — говорит Михаил Ламцов. Есть и проблема финансирования. Новая российская целевая программа предусматривает финансирование антинаркотических проектов в объеме 3 млрд. руб. Для сравнения — в США для таких целей выделяется до $35 млрд. К 2008 г. в России планируется оснастить все школьные компьютеры антинаркотическими фильтрами интернет-ресурсов. Это будет стоить государству примерно $50 млн.
Марина Карелина, старший научный сотрудник Российской академии правосудия, комментирует ситуацию так: «Вектор развития новых технологий всегда направлен в обе стороны — и в плюс, и в минус. Неудивительно, что такой инструмент деловой жизни общества, как интернет, кем-то ставится на службу криминальным структурам. И проблема тут упирается, подобно всем другим сферам незаконных и антиобщественных деяний, в эффективность работы соответствующих служб, а не в предоставившие сервисы компании. Конечно, если до сведения поставщика услуг теми же спецслужбами доводится, что посредством их ресурса совершаются противозаконные деяния, он обязан эти действия со своей стороны пресекать».
Касательно правовой базы для борьбы с новыми технологиями в сбыте тяжелых наркотиков г-жа Карелина уверена, что доступ к необходимым данным у спецслужб будет. «Суд, скорее всего, будет выдавать соответствующее разрешение, принимая во внимание, что распространение наркотиков является тяжким преступлением», — уверена она. Слабым местом системы г-жа Карелина назвала недостаточный практический опыт в разработке таких дел и их судебном рассмотрении.
На относительно слабую правовую базу в расследовании таких преступлений указывает и Денис Зенкин, директор по маркетингу компании InfoWatch: «Дело в том, что технический аспект в этой ситуации — не самое сложное, хотя и с этим могут возникнуть проблемы. Здесь два варианта. Первый — элементарная ошибка по невнимательности при регистрации, указаны какие-то сведения, за которые можно зацепиться, регистрация проведена с компьютера друзей, рабочего места и т.д. Вычислить зарегистрировавшееся лицо по IP не составит труда. С другой стороны, предположим, что злоумышленник максимально серьезно подошел к вопросу и открыл на себя счет из интернет-кафе, например. В этом случае, конечно, проследить нить от кошелька до пользователя будет сложнее, но тоже реально, ведь многие интернет-кафе оборудованы камерами слежения, можно поднять логи, сопоставить время, составить фоторобот и, в конце концов, задержать нужного человека. И вот тут и встанет основной вопрос — что делать с ним дальше? Ведь современное состояние правовой базы в этой области настолько слабое, что я более чем уверен, что суд не сможет, исходя из этих данных и опираясь на имеющееся законодательство, обвинить преступника». С конца 80-х гг. число смертей от употребления наркотиков среди российских детей выросло в 42 раза. Объем употребляемого в стране героина, по разным оценкам, колеблется от 100 до 350 тонн, в денежном выражении это более 12 млрд рублей.