Терри Гиллиам - базара нет один из самых моих любимых режиссёров,в одном ряду с ним для меня стоят немногие:Давид Кроненберг,Тим Бартон,Вим Вендерс,Такеши Китано,Бертран Блие....и вот не знаю,не могу так сразу отдать предпочтение между Кирой Муратовой и Андреем Тарковским, да ещё конечно Стенли Кубрик.Это собственно режиссёры каждый фильм которых являлся для меня в той или иной степени откровением,заставляя сильно задуматься,в некоторых случаях переоценить свои собственные взгляды и поступки...одним словом культовые для меня персонажи.А к миру большого кино я приобщился очень рано,в силу так сказать своего географического проживания.Школа № 45 где я учился находится напротив студии Мосфильм(через реку),а в одном классе со мной учился паренёк который жил на одноименной улице,и знал студию как свои 5 пальцев.В те далёкие "застойные" годы на Мосфильме было 18 просмотровых залов,от довольно больших до совсем маленьких,и вот прогуливая школу мы направлялись туда,перелезали забор...,а там под видом рабочих полчасика потусившись возле "курилки" мы были в курсе где,когда и что будут показывать,в том или ином зале.Залы и зальчики эти по сути должны были служить для просмотра рабочего материала....НО в период недостатка хороших фильмов,там показывалось всё то что на тот момент смотрелось во всём мире."билеты" или разовые пропуска на студию,ценились буквально на вес золота,и месяца через 2 мы близко познакомились с командиром(единственной наверное на то время) конной военной части,приписанной к студии. Так как командир был сильно и запойно пьющим человеком,а служили у него дети или актеров-режиссеров или уж не знаю...но попасть служить туда было ох как непросто.Так вот раз в неделю этот "командир" отдавал нам 20-30 пропусков в главный (большой зал) ему такие пропуска выдавались для награды особо отличившихся "конногвардейцев" и по суб-воскр в этом зале показывали какой-нить особо нашумевший в то время фильм типа Рембо(первая кровь)или Блеф с Челентано,так вот цена на такой пропуск доходила до 200-300 руб,или 500 если пропуск был на двоих,от нас же "будённый" просил только 1 бут водки за каждый пропуск,бизнес как сами понимаете был беспредельно выгодным.Но я что-то увлёкся,не о том я хотел рассказать.Мы в этот большой зал не ходили,так как фильмы которые там показывали мы уже неоднократно видели в других залах,да и вообще предпочитали ходить в маленькие залы,сейчас вы поймёте почему.Зальчики такие,не столько залы скорее просто комнаты с проектором сзади и переводчиком в первом ряду,помимо всяких "блатных и зайцев"типа нас,обычно включали в себя съёмочную группу (иногда с актерами иногда без) одного из на тот момент снимавшегося на студии фильма,и смысл сего просмотра заключался как раз в том что-бы на примере похожего по жанру западного фильма просмотреть и обсудить каким же таким техническим или каким иным "хитрым" образом был достигнут тот или иной эффект,и как этот приём можно применить в нашем кино с его многочисленными табу и низззя,копеечным бюджетом и Прибалтикой вместо любой Западной страны и т.д.и т.п.
А так как вышибать из нашего зрителя слезу отечественные метры от режиссуры неплохо умели и сами.. то в основном просматривались или боевики или комедии,ну иногда ещё фантастика и мульты слово аниме появилось позднее..! Как сейчас помню,когда снимался "Человек с бульвара Капуцинов" мы с приятелем на месяц "задвинули школу" и просмотрели наверное 50 а то и больше вестернов..,причём происходило это примерно так: когда все кто нужен собирались в нужном помещении,свет обычно гасился не полностью,так как курить наша "творческая интеллигенция" привыкла не отрываясь от просмотра...,если нас спрашивали,- А кто мы собственно такие и что здесь делаем?..,поначалу мы терялись и путались в "показаниях" со временем же обнаглели и освоились,и представлялись рабочими из соседнего павильона,где снимался фильм о котором мы знали,так же как и знали какой режиссёр,актёры и операторы в этом фильме заняты,говорили примерно следующее,-да вы прикиньте 2 часа ждали пока приедет( Терехова,Вертинская,Светличная,Польских-....гл.актриса в том фильме..)да она мало того что опоздала на 2 часа с такого будунища явилась,что Иван Иваныч(ф.и.о гл реж,оператора ..так же как и его кличку если таковая присутствовала нужно было знать назубок) уже битый час рвёт-мечет ..кричит что её табло в камеру не пролезет,сам при этом фурями карвалол пьёт,последние волосы уже повыдергал все,над ней гримёры работают,над ним помощник...короче нам всё это надоело,мы лучше пока у вас посидим,тут спокойнее...и предлагали строго вопрошавшему нас...- ну ОООЧень хорошую американскую сигарету,обычно на этом вопросы заканчивались и начинался "просмотр"!
При том что назвать то действо которое происходило... "просмотром " как-то даже язык не поворачивается,и то что бесило моего одноклассника Диму,мне во всём происходящем нравилось более всего и впоследствии сыграло немалую роль в том что я пошёл учиться на звукорежиссёра. Дело в том что "главный" мог в любой момент остановить показ,попросить показать заинтересовавший его момент или сцену чуть ли не раскадровкой,и пуститься в объяснения..(учитывая что день просмотра - это обычно был день,когда по техническим,погодным или каким-то другим условиям съемки не было,а съемочная группа это своего рода братство,секта...короче говоря все были малость под градусом ещё до...а во время всё это продолжалось..,и разгорались нешуточные словесные битвы,порой речь заходила за другие фильмы,главный звонил,помощник приносил..дым в прямом и переносном смысле стоял коромыслом,говорили все,причём часто все вместе...,в выражениях не стеснялся никто...кто-то уже рыдал,кто-то гомерически хохотал,главный отобрав микрофон у переводчика пытался быть громе всех,а взгромоздясь на стол ещё и выше - короче происходил обычный и заурядный творческий процесс-вот только для меня всё это было в новинку,я забивался в самый дальний уголок и то бледнел то краснел наблюдая как всенародно известные и как мне до этого казалось глубоко интеллигентнейшие люди,культурный слой нации..,как вдруг гл.режиссёр в пылу полемики задирает у известной актрисы водолазку на голову и потрясая тем что у неё неплохо трясётся,громогласно вопрошает,-И кого ты эти собралась возбудить? И КАК??Этим же убить можно...! ;D :'(
Впрочем вышеописанное - конечно же "исключение из правил",чаще действительно происходили вполне мирные,хот и горячие споры,результатом которых для меня лично стало открытием целого мира того КИНО о котором у нас знали тогда либо профессионалы либо единицы.За тот год что я таким образом приобщался к Большому Кино,просмотрел несколько сотен фильмов,узнал ещё больше имён...и "заболел"кинематографом на всю жизнь..,летом того года был Московский кинофестиваль,на который я купил аж 3 абонемента,таким образом смотрел по 6 фильмов в день.При таком объеме мало что можно запомнить,но один фильм всё-таки остался в памяти -это "Бойцовые рыбки" Ф.Коппола. Но любовь к хорошему кино не прошла,она "красной нитью" проходит через всю мою жизнь,собрана очень неплохая коллекция ДВД,помню даже лет 5-6 назад все кинопрокаты переходили с кассет на ДВД формат,я зашёл туда и увидел объяву при покупке больше 20 кассет,цена за 1 кассету-10 руб.Так как видео магнитофон остался и в рабочем состоянии,я отобрал из интересных для меня рубрик "5 звёзд" "авторское кино" ....больше 200 кассет.И не жалею об этом.
ЗЫ: Ну вот я и рассказал вам о ещё одной своей зависимости - это КИНО.Именно так с большой буквы.Очень советую,не смотрите кино ради поп-корна или похода в кинотеатр.Я уже давно не хожу в кинотеатры,у меня появилась очень странная "побочка",несмотря на качество звука в кинотеатре я засыпаю на первых кадрах и сам просыпаюсь когда идут титры.Не знаю отчего это так,но последний раз я заснул и проспал полностью всю "Месть ситкхов"В хорошем кинотеатре при оглушающем звуке :-\ Теперь предпочитаю смотреть кино только дома.Удачного вам просмотра и смотрите только хорошее КИНО,оно того стоит. 8)